Путешествия открывают нам мир и страны, но популярность некоторых городов настолько велика, что просто не выдерживает наплыва туристов. К сожалению.
Километровые очереди в римский Колизей, парижский Лувр и барселонский Собор Святого семейства, ограничения по времени посещения затерянного города инков Мачу-Пикчу, толпы "отдыхающих" у Пирамид, Тадж-Махала, на подходах к Эвересту, на улицах Венеции и в барах Амстердама и Бангкока…
Все это — овертуризм (overtourism). То есть туризм, который вышел из-под контроля. Относительно новое явление современности, с которым мы столкнулись в последние несколько лет особенно явно. А сам термин официально возник позже, в 2018 г. Овертуризм — это термин, используемый для описания негативных последствий массового туризма
Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям WTTC (The World Travel & Tourism Council), 10,4 % мирового ВВП приходится на туризм. Но чтобы он процветал и не вредил городу и его жителям, города должны понимать, насколько они готовы к этому.
За 2017 год, согласно докладу Всемирной туристской организации ЮНВТО (United Nation World Tourism Organization, UNWTO), количество международных туристов составило 1,3 млрд людей. По прогнозам, этот сектор будет продолжать расти и в 2030 г. уже достигнет 1,8 млрд.
В 2018 г. пострадали от овертуризма Лиссабон, Киото и Корнуолл в Европе, а также национальные парки, в том числе Йосемити, в США. По данным UNWTO, в ближайшее время ему будут подвержены 50 городов.
Первый в списке Куала-Лумпур. На втором месте — Стамбул (Турция). Также попали в подборку Манила (Филлипины), Джакарта (Индонезия), Каир (Египет), Дели и Мумбаи (Индия), Бангкок (Таиланд), Богота (Колумбия), Москва (Россия), Хошимин (Вьетнам).
А согласно прогнозам портала Big 7 Travel, в ближайшие 10 лет избыточный туризм грозит Лондону, Парижу, Риму, Праге, Амстердаму, Барселоне, Милану, Вене и др. Список этот далеко не полный.
Растущее количество туристов увеличивает использование природных ресурсов, оказывает социокультурное влияние и не всегда позитивно сказывается на инфраструктуре. Негативно влияет на окружающую среду и инфраструктуру, на качество жизни местного населения, приводит к культурной и физической деградации этих мест. И мешает самим путешественникам наслаждаться достопримечательностями местности или города.
Овертуризм — это не просто толпы, очереди и переполненные людьми достопримечательности. Это дискомфорт и для самих отдыхающих. Например, такие природные чудеса, как вершины Анд, также страдают от переизбытка желающих подняться в горы, а Ангкор-Ват — место для уединения и медитации в камбоджийских джунглях, вряд ли пригодно для уединения. Поскольку оно там просто невозможно из-за огромного потока гостей.
По городам, особенно подверженным овертуризму, в последнее время прокатилась волна протестов местных жителей. Летом 2017 и 2018 в Барселоне и Венеции проходили целые акции протестов под слоганом "Туристы, езжайте домой!". Затем движение подхватили и другие европейские города (Ибица, Майорка, Амстердам).
Поскольку каждый обладатель смартфона теперь может называть себя фотографом, а инстаграмный хештег "инстатревел" и инста-блогеры на пике популярности, мейнстримом стали съемки в популярных локациях мира. Что добавляет популярности блогерам в инстаграм, но добавляет самим локациям проблем.
Что такое овертуризм, узнали в том числе и жители мест, ставших внезапно популярными после съемок популярных картин.
Жертвой популярности стал остров в Таиланде Пхи-Пхи, куда массово хлынули искатели приключений после успеха нашумевшего фильма "Пляж" с Ди Каприо, который снимался там. Пляж Майя-Бей на территории национального парка стал страдать от нашествия инста-блогеров и путешественников в поисках тех райских мест, которые они видели в кино. Дошло до того, что власти вынуждены были на какое-то время закрыть этот пляж.
Еще один пример места, пострадавшего от популярности — хорватский Дубровник, где снимались сцены одного из сезонов "Игр престолов". В поисках локаций героев известного сериала сюда массово подались тысячи фанатов. Каждый поклонник Саги огня и льда мечтает теперь побывать здесь. В 2016 г. жемчужину Адриатики посетило рекордное количество иностранцев: за один день более 10 000 человек! После чего организация ЮНЕСКО заявила, что лишит город статуса Всемирного наследия, если это явление не будет взято под контроль. А в течение 2018 г. Дубровник посетило более 1,7 млн туристов.
Вот просматриваете вы пинтерест или ленту инстаграм и отмечаете для себя места, в которых непременно хотели бы побывать, правда? А таких людей сотни тысяч! И в итоге, когда вы наконец туда попадаете, разочаровываетесь.
Потому что реальность несколько отличается от картинок из соцсетей. И приключения на фоне удивительных пейзажей приходится запечатлевать на фоне толпы из таких же желающих и разочарованных.
UNWTO предлагает разные варианты борьбы с овертуризмом. Например, ограничение сдачи в аренду дешевого жилья на законодательном уровне в странах, подверженных наплыву путешественников особенно. Стимуляция местного населения зарабатывать другими способами. Предлагается также устанавливать правила поведения для приезжих и информировать их о местном менталитете в обязательном порядке; увеличивать налоги для путешествующих в местах большого скопления людей, вводить квоты на посещение достопримечательностей и ограничивать время на их просмотр.
А также продвижение и пиар менее известных массовому потребителю достопримечательностей, ограничение количества посетителей, улучшение транспортной развязки и инфраструктуры в целом, привлечение местных властей к развитию туристической отрасли. Повышение турсборов, лимиты времени для посещения тех или иных достопримечательностей, предварительная запись и т.д.
Например, в Тадж-Махале подняли цены, чтобы ограничить число посетителей, на Мачу-Пикчу ввели часы посещения, на Галапагосских островах и в Антарктиде есть лимит для круизных судов, Нидерланды больше не продвигают Амстердам как туристическое направление, предлагая различные альтернативы; а в Риме ввели многочисленные штрафы за нарушения общественного порядка вроде купания в фонтанах, в Венеции ввели туристический налог от 2,5 до 10 евро за пребывание в городе.
Никто из нас не хочет возненавидеть людей или пережить приступ социофобии, толкаясь в толпе, цепляясь селфи-палками друг за друга и переплачивая за некачественные сувениры и еду.
***
Путешествия открывают новые миры, стирают границы и расширяют кругозор. Однако путешественники не всегда понимают настоящую ценность поездок: открытие для себя мира и новых культур, воспитание в себе уважения к ним, а не просто посещение must visit или так называемые instagramble place. Путешествия должны стать более ответственными, содержательными и наполненными смыслом.
Компания Пилигрим рада открывать для вас мир с его лучших сторон. Мы станице поиска туров мы собрали на сайте предложения от всех крупных туроператоров Украины и предлагаем выбрать то, что по душе именно вам, а если возникнут вопросы, мы всегда на связи, чтобы помочь и ответить на все вопросы.
Добавить комментарий