Исключительность и национализм – вот ключевые ингредиенты, делающие китайских туристов «уродливыми». Как волны мигрантов, от которых сейчас страдает Запад, Азия сталкивается с аналогичной озабоченностью по поводу притока китайцев.
«Они разбивают кораллы и выбрасывают мусор от них в море» – рассказал таксист Норман из государства Палау газете South China Morning Post в марте 2015 г. Уже в апреле правительство Палау сократило число прибывающих рейсов из Китая вдвое.
Эта проблема ещё слишком далека для большинства азиатских стран, хотя многие из них уже вошли в стадию того, что британский журналист Адриан Майклз назвал «демографической бомбой замедленного действия», ссылаясь на данные по миграции, которая изменяет культурный состав Европы. Нечто подобное происходит в Азии, так как китайцы в настоящее время составляют 33% иностранцев в Японии, 40% в Монголии и около 50% иностранцев в Южной Корее.
«Чемпион по китайскому пинг-понгу Ван Нань заявила, что её муж был прав, когда оставил кран открытым в японской гостинице» – сообщили в издательстве Асахи Симбун на прошлой неделе. По её словам, он сделал это, чтобы «потратить воду как месть Японии за вторжение в Китай 85 лет назад». И хотя это может звучать как неудачная шутка, таких историй на десяток пятьдесят.
В апреле японское телевидение показывало китайских туристов, взбирающихся на национальный символ Японии, вишневое дерево, с селфи-палками в руках. Некоторые потом задавались вопросом: может быть, создать зоны «только для китайцев», чтобы свести к минимуму разрушения от них?
«Я мог бы понять, если бы это были дети» – сказал Дэн Чен на YouTube в своей программе «Новости от Двойного Чена». «Но нет же, они были взрослыми».
Правительство Хоккайдо выпустило буклет о невоспитанности на китайском языке и Тайский Совет по Туризму последовал его примеру. Государственное информационное агентство Китая Синьхуа сделало то же самое. Пекин создал список из девяти грехов, из-за которых нарушителям-путешественникам до конца жизни могут влупить запрет на въезд, но и это не решило проблему.
В прошлом месяце китаец, посещающий южнокорейский остров Чеджу, убил женщину, пока она молилась в церкви. Позже он объяснил свой поступок тем, что она напомнила ему о его бывших женах. Кроме того, в Чеджу в прошлом месяце несколько китайских туристов зверски избили женщину после того, как она сказала им, что они не могут проносить алкоголь в её ресторан. Когда она сказала им, что они должны заплатить по счету, прежде чем уйти, они избили ее так сильно, что у неё произошло кровоизлияние в мозг. Они также избили её сына до бессознательного состояния, когда тот попытался помочь матери, и нападали на всех, кто пытался помочь.
«После того как китаец совершил убийство в храме Чеджу, крепкие китайские мужчины начали пугать меня» – говорит 32-летняя Жунанг Ильбо. Также сообщается, что, по данным местной полиции, около 95% мелких правонарушений в Чеджу совершаются китайцами.
Одно из возможных объяснений – это результат слабого умственного развития или плохого образования, но даже богатые и наиболее образованные китайцы грешат таким поведением. Я также слышал, как люди говорят, что альтруизм никогда не был частью китайской культуры, примером чего является древняя китайская пословица: «подметайте снег возле вашей собственной двери; не смотрите на иней на крышах других людей».
Но чем больше я смотрю на всю эту ситуацию, тем больше убеждаюсь, что это в значительной степени – искусственный феномен. Я как-то давно написал статью для издания “The Diplomat”, где изучал внимание средств массовой информации китайским туристам – что вели себя плохо. Там я утверждал, что по образу и подобию исчезающего из обихода выражения «уродливый американец» так же исчезает и выражение «уродливый китаец», тем более что Китай сейчас находится на пике социально-экономического развития.
Но разница в том, что Америка пережила послевоенный период размышлений, в течение которого многие из величайших мыслителей оспорили своё чувство превосходства, что ранее порождало так много уродливых американцев. Такие люди как Эли Визель, Мартин Лютер Кинг, Сезар Чавес, Белл Хукс, Харви Милк, Сильвия Рэй Ривьера, Мона Элтаави и Ноам Чомски критиковали главные аспекты устройства американского общества и его правительства. Они на самом деле помогли в формировании национального самосознания по ряду вопросов, и сделали Америку лучше.
Но душераздирающим фактом является отсылка в тюрьму или убийства людей, подобных вышеупомянутым, в Китае, искоренение их идей, ввиду чего национальное самосознание остаётся неглубоким и эгоцентричным. В то время как правительство тщательно ведёт крупнейшую в мире пропаганду, это подкрепляет интенсификацию национализма и враждебности по отношению ко всему иностранному. Результат? Китайцы чувствуют себя исключительными и правыми во всём, что и порождает их нестерпимо плохое поведение.
Тем не менее, в быстро стареющих обществах, таких как Южная Корея и Япония, Китай становится источником молодой энергии, как Мексика для США. Уголовное и непристойное поведение должно караться законом, но не только китайские туристы являются проблемой. Прежде всего, проблемой является социализация. Китайцы не только обогащают и оживляют города, в которых живут, но и общество в целом.