На прошлой неделе в Черногории запустили первые солнечные и гибридные тримараны для пассажирских перевозок по Бока-Которскому заливу, или Boka Kotorska, как его называют местные жители. Запуск сопровождался официальной церемонией с участием министра туризма Черногории, представителей муниципалитета и крупных инвесторов.
Солнечное судно Elettra и гибрид Graciano являются частью проекта Bella Boka и были построены одной и той же компанией при поддержке Министерства устойчивого развития и туризма, Торговой палаты и Программы развития Организации Объединенных Наций (UNDP).
Цель проекта Bella Boka ‒ обеспечить стабильное и удобное транспортное соединение для пассажиров в Бока-Которском заливе, сняв тем самым нагрузку с дорог, которые не выдерживают наплыва туристов в высокий сезон и часто замирают в пробках. Так, путь от Котора до Герцег-Нови из-за трафика может занять полтора ‒ два часа, а на тримаране это время сократится вдвое.
Согласно официальной статистике, около 7000 пассажиров перевозятся автотранспортом через Которский залив в год. Если половина нагрузки перейдет на катамараны, работающие на солнечной энергии, выбросы диоксида углерода сократятся примерно на 500 тысяч тонн. Помимо пассажирских судов будет также построена лодка для сбора пластика и другого мусора из морской воды. Это поддержит развитие Черногории как экологически чистого туристического направления.
Общая стоимость этого уникального для Средиземноморья проекта оценивается в 4 259 тысяч €, а софинансирование в рамках проекта ПРООН по низкоуглеродному туризму в Черногории составляет 150 тысяч €.
Рикардо Бонетти, топ-менеджер Bella Boka сообщил, что наряду с этими двумя паромами, ознаменовавшими первую фазу проекта, к концу 2020 года должны быть запущены еще 7 тримаранов, каждый вместимостью от 35 до 60 пассажиров. На пути следования паромов уже строятся 13 остановок с электронным расписанием. «Планируется, что паромы будут курсировать круглогодично, а не только летом», ‒ сказал Бонетти.
Проект Bella Boka стал шагом к возрождению традиции использования водных путей в Которском заливе для перевозки местного населения и туристов, о которой почти забыли в течение последних десятилетий.