Общественное движение против самолетов этим летом стало особенно заметным в Европе. Все больше путешественников отказываются от перелетов в пользу железной дороги из-за заботы об окружающей среде. Новая концепция уже получила название flygskam или «позор полета».
Бюджетные авиакомпании, вроде ирландской Ryanair, венгерской Wizz Air и британской easyJet, произвели революцию в туризме, когда два десятилетия назад впервые запустили регулярные рейсы от 20 долларов за билет. Но то, что казалось благом двадцать лет назад, сегодня вносит вклад в глобальные экологические проблемы.
Эко-сознательные путешественники привлекают внимание к тому, что выхлопы с одного рейса могут свести на нет годичные усилия, направленные на защиту Земли. Теперь они составляют путеводители для путешествий на поезде и популяризируют идею использования железнодорожного сообщения в Европе.
Пока что самый большой сдвиг произошел в Швеции. Шведское правительство в этом месяце объявило, что они готовы инвестировать в национальную железную дорогу. Планируется создать новый парк поездов, чтобы восстановить составы после многих лет сокращений, когда дешевые билеты на самолет переманили людей в небо.
Однако, в целом в Европе объем авиаперевозок только растет. Европейские лидеры начинают задумываться, стоит ли поощрять массовые авиапутешествия. В отличие от США, реактивное топливо все еще не облагается налогом в странах ЕС. Франция уже объявила, что вводит экологический налог на рейсы, вылетающие из французских аэропортов, чтобы вложить вырученные средства в железнодорожные сети и другие экологически чистые перевозки. Правительство Нидерландов также лоббирует введение в ЕС налога на авиацию.
Конечно, украинские туристы, чьими любимыми странами для отдыха являются Турция и Египет, не смогут отказаться от авиаперелетов, но активисты призывают отдавать предпочтение поездам, когда это возможно и делится с окружающими идеей заботы о климате путем разумного потребления.